МОУ Эскинская ООШ
УТВЕРЖДАЮ.
Приказ №___________ от ______________
Директор школы: /Дуничева Н.Б./
Рабочая программа
Физика
7 класс
учитель: Сивачев Сергей Федорович
2 квалификационная категория
2009 – 2010 учебный год
Пояснительная записка
к рабочей программе физика-7
Настоящая рабочая программа составлена на основе программы по физике 7-9 кл. (авторы С.В Громов, Н.А. Родина ), рекомендованной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации
Содержание образования соотнесено с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта.
Используется учебник физики для 7 класса общеобразовательных учреждений, рекомендованный Министерством образования Российской Федерации: «Громов, Физика-7». – М., Дрофа , 2007.
Цели изучения физики:
Освоение знаний о физических явлениях, величинах характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирования на этой основе представлений о физической картине мира;
Овладение умениями проводить наблюдения природных явлений; описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты измерений в виде таблиц, графиков и выявлять на основе этого эмпирические зависимости применять полученные знания для объяснения природных явлений и процессов, для решения физических задач;
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих способностей; самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач, при выполнении эксперимента;
Воспитание убеждённости в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологии, уважение к творцам науки и техники; отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
Использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Количество часов по программе 68 (2 часа в неделю). Количество часов по учебному плану 68 (2 часа в неделю).
В ходе изучения программного материала будут реализованы следующие содержательные линии регионального образовательного стандарта:
1) Содержательная линия образования «Экологическая культура» - основные показатели состояния окружающей среды (воздух, вода).
2) Содержательная линия «Социально-экологическая и правовая культура». При изучении темы «Физика и техника» говорим об основных деятелях, внёсших вклад в экономическое развитие России,( А.С. Попов и др).
3) Третья содержательная линия образования «Культра здоровья и охрана жизнедеятельности». Вырабатывам основные представления о способах охраны жизнедеятельности при ознакомления с инстркциями по ТБ при выполнении лабораторных работ. В теме «Давление твёрдых тел» изучаем правила спасения провалившихся под лёд людей. В теме «Инерция» объясняем наличие тормозного пути автомобиля и др.
4) Содержательная линия образования «Информационная культура». В ходе реализации программы формируются следующие навыки работы с информацией: отбор, поиск, рефлексия, обработка математическими методами и т.д.
Содержание образования.
В курсе физики-7 изучаются следующие темы:
1. Введение (4 часа)
2. Взаимодействие тел (19 час)
3. Работа и мощность. (12 часов)
4. Первоначальные сведения о строении вещества (8 часов)
5. Давление твёрдых тел, жидкостей, газов (24 часов)
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по физике за курс 7 класса.
1. Учащиеся должны знать смысл понятий: физическое явление, физический закон, физические величины, взаимодействие. Смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия. Смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Гука.
2. Учащиеся должны уметь :
собирать установки для эксперимента по описанию, рисунку и проводить наблюдения изучаемых явлений;
измерять массу, объём, силу тяжести, расстояние; представлять результаты измерений в виде таблиц, выявлять эмпирические зависимости;
объяснять результаты наблюдений и экспериментов;
применять экспериментальные результаты для предсказания значения величин, характеризующих ход физических явлений;
воспринимать, перерабатывать и предъявлять учебную информацию в различных формах (словесной, образной, символической);
читать и пересказывать текст учебника; выделять главные мысли в прочитанном тексте; находить в тексте ответы на поставленные вопросы;
выражать результаты измерений и расчётов единицах Международной системы;
решать задачи на применение изученных законов;
приводить примеры практического использования физических законов;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни.
Деятельностно-коммуникативная составляющая:
Уметь соблюдать нормы и правила поведения в экстремальных ситуациях;
Уметь использовать различные источники информации для повышения эффективности образования и самообразования.
Учебно-методические пособия по физике 7 класс.
1. Тематическое и поурочное планирование к учебнику Громов С.В. «Физика-7» -М., М. Просвещение, 2001
2. Сборник задач по физике, В.И. Лукашик, Е.В. Иванова, -
3. Библиотека электронных наглядных пособий. Физика 7 – 11 класс. Министерство образования Российской Федерации, ГУ РЦ ЭМТО «Кирилл и Мефодий», 2003.(CD – диск)
Используемые технические средства
Ноутбук
Календарно-тематический план
№ п.п. |
Тема |
Кол-во часов
|
В том числе |
примечания |
||
|
уроки |
лаб.работы |
контр.работы |
|||
1 |
Введение
|
4 |
3 |
1 |
|
|
2 |
Взаимодействие тел
|
19 |
14 |
3 |
2 |
|
3 |
Работа и мощность.
|
11 |
8 |
2 |
1 |
|
4 |
Первоначальные сведения о строении вещества
|
8 |
7 |
1 |
|
|
5 |
Давление твёрдых тел, жидкостей и газов
|
24 |
21 |
1 |
2 |
|
|
Резерв
|
1 |
|
|
|
|
Физика-7
2009-2010 учебный год
№ |
Название темы |
Проведено |
Содержание материала |
Контроль и диагностика |
|
Предметные знания |
Деятельностно-коммуникативные умения |
||||
1 |
2 |
|
4 |
5 |
6 |
1 |
Что изучает физика |
|
Физические термины: физика, физические явления. Главная задача физики |
Приводить примеры физических явлений. |
|
2 |
.Физические термины. Наблюдения и опыты |
|
Термины: физическое тело, материя, вещество, наблюдение, эксперемент |
Различать понятия вещество и тело. Отличать наблюдение от опыта. |
|
3 |
Физические величины. Измерение физических величин. Точность и погрешность измерений |
|
Определение физической величины. Измерительные приборы. Алгоритм нахождения цены деления измерительного прибора, запись результатов измерений с учётом погрешности. |
Умение приводить примеры физических величин и единиц их измерения, умение определить цену деления шкалы прибора. |
|
4 |
Лабораторная работа № 1 «Измерение объема жидкости с помощью измерительного цылиндра». |
|
Термины: отчёт, вывод к лабораторной работе, цена деления. |
Уметь оформить отчёт по лабораторной работе, закрепить навык по определению цены деления, делать вывод по результатам работы. |
|
5 |
Механическое движение |
|
Понятия: механическое движение, виды движения, траектория, пройденный путь. |
Умение давать определение механического движения по плану изучения физических величин (алгоритму), пройденного пути, траектории. |
|
6 |
Скорость, единицы скорости. |
|
Понятие скорости, средней скорости. |
Умение давать определение скорости, средней скорости по алгоритму; запомнить формулу расчёта скорости, научиться сравнивать скорости различных тел, умение графически изображать скорость, уметь переводить единицы скорости в СИ. |
|
7 |
Расчёт пути и времени движения. Решение задач. |
|
Закрепление понятий: скорость, средняя скорость, пройденный путь. |
Формирование умения оформлять и решать задачи на расчёт пути, скорости, времени, средней скорости
|
|
8 |
Явление инерции. Решение задач. |
|
Инерция. |
Умения выявлять причины изменения скорости тел, приводить примеры проявления инерции в быт, природе, техники. |
|
9 |
Взаимодействие тел. Масса тела. |
|
Явление отдачи. Понятия массы тела, знать устройство и принцип действия рычажных весов. |
Умение приводить примеры взаимодействия тел и выявлять результат этого взаимодействия. Формировать умение пользоваться рычажными весами для измерения массы тела. |
|
10 |
Лабораторная работа №2 «Измерение массы тела на рычажных весах». |
|
Закрепление понятия масса тела |
Закрепление умения пользоваться рычажными весами для измерения массы тела. Закрепление навыка оформления отчёта по лабораторной работе. |
|
11 |
Плотность вещества |
|
Понятие плотности вещества, её единиц измерения. |
Закрепление навыков измерений, нахождения цены деления, производить запись конечного результата измерения с учётом погрешностей. |
|
12 |
Лабораторная работа №3 «Определение плотности вещества твёрдого тела». |
|
Закрепление понятия – плотность вещества |
Закрепление умения рассчитывать плотность по формуле, умение сравнивать полученное значение плотности с табличным. |
|
13 |
Расчёт массы и объёма тела. |
|
Вывод формулы для расчёта массы и объёма тела по его плотности. |
Усвоение формулы расчёта плотности, умение сравнивать плотности различных веществ по таблицам, понимать физический смысл плотности. |
|
14 |
Решение задач. Подготовка к контрольной работе. |
|
|
Закрепление навыков решения задач, применения формул плотности для расчёта массы и объёма тела |
|
15 |
Контрольная работа «Механическое движение. Плотность вещества». |
|
|
Умение на практике применить полученные знания и навыки по решению задач. |
|
16 |
Повторительно-обобщающий урок по теме «Первоначальные сведения о строении вещества». |
|
Опытные обоснования следующих положений: все вещества состоят из молекул, находящихся в непрерывном хаотическом движении и взаимодействующих между собой.
|
Умение представлять информацию в виде таблицы. |
|
17 |
Сила. |
|
Сила – причина изменения скорости, направление силы, точка приложения силы. Явление всемирного тяготения. Понятие силы тяжести, зависимость силы тяжести от массы тела. |
Умение давать определения понятиям: сила, сила тяжести, явление тяготения, |
|
18 |
Равнодействующая сила |
|
Равнодействующая сила |
Умения определять направление равнодействующую двух сил для различных случаев. |
|
19 |
Сила упругости. Закон Гука. |
|
Сила упругости. Деформация и её виды. Закон Гука для упругих деформаций. |
Умение приводить действия силы упругости, практического использования закона Гука. |
|
20 |
Динамометр. Вес тела. |
|
Понятие веса тела. |
Умение вычислять, измерять и графически изображать вес тела. |
|
21 |
Сила трения. |
|
Понятия: сила трения скольжения, покоя, качения. Знание техники безопасности при гололёде, листопаде, знания о тормозном пути. |
Умение выявлять причины возникновения силы трения. |
|
22 |
Трение в природе и технике. |
|
Знать способы уменьшения и увеличения сил трения, устройство и принцип действия подшипников. |
Умение приводить проявления сил трения в природе и технике, умение объяснить причины сил трения. |
|
23 |
Лабораторная работа №4 «Измерение силы с помощью динамометра» |
|
|
Умение использовать динамометр на практике, закрепление умения оформлять отчёт, находить цену деления шкалы прибора. |
|
24 |
Контрольная работа по теме «Сила» |
|
|
Умения применять полученные знания и умения на практике |
|
25 |
Механическая работа. |
|
Знать формулу для расчёта работы, знать определение механической работы. |
Уметь решать качественные и количественные задачи по теме. |
|
26 |
Мощность. Единицы мощности. |
|
Знать определение мощности, формулу для расчёта мощности. |
Уметь решать качественные и расчётные задачи . |
|
27 |
Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. |
|
Знать виды простых механизмов, определение рычага, определение плеча силы, условия равновесия рычага.
|
Уметь применять условия равновесия рычага при решении задач. |
|
28 |
Правило моментов. |
|
Знать определение момента сил, правило моментов, единицы момента сил. |
Уметь применять правил моментов при решении задач. |
|
29 |
Рычаги в технике, быту, природе. |
|
Знать устройство и действия рычагов, рычажных весов. |
Уметь определять выигрыш в силе при работе с ножницами, кусачками и др. инструментами. |
|
30 |
Лабораторная работа №5 «Выяснение условия равновесия рычага». |
|
|
Уметь оформлять отчёт по лабораторной работе. |
|
31 |
Блок. Другие механизмы. |
|
Знать устройство и принцип действия неподвижного и подвижного блоков, иметь понятие о равенстве работ при использовании простых механизмов. Знать, в чём заключается «Золотое правило» механики. |
Уметь применить условия равновесия рычага к блоку. |
|
32 |
Решение задач. |
|
|
Уметь решать задачи качественные и количественные на «Золотое правило» механики. |
|
33 |
Лабораторная работа № 6 «Определение КПД наклонной плоскости» |
|
Иметь понятие о полезной и полной работе, знать определение КПД. |
Уметь определять КПД наклонной плоскости, уметь составить отчёт о проделанной лабораторной работе. |
|
34 |
Контрольная работа по теме «Работа и мощность» |
|
|
Уметь применять полученные знания на практике |
|
35 |
Строение вещества. |
|
Молекулы. Атомы. Опыты и явления, доказывающие, что вещества состоят из молекул |
Понятие молекула. Представление о размерах молекул |
|
36 |
Лабораторная работа №7 «Измерение размеров малых тел» |
|
Ознакомление со способом рядов. |
Овладение способом рядов для определения размеров малых тел. Отработка навыка оформления лабораторной работы. |
|
37 |
Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах |
|
Явление диффузии, причины и закономерности этого движения |
|
|
38 |
Взаимодействие молекул |
|
Опытные доказательства существования между молекулами сил взаимодействия. |
Умение приводить примеры сил притяжения и отталкивания молекул в природе, технике и быту. |
|
39 |
. Смачивание и капиллярность |
|
.Явление смачивания и несмачивания. |
Умение объяснять причины смачивания и несмачивания, примеры вреда и пользы явления капиллярности в быту и технике |
|
40 |
Агрегатные состояния вещества |
|
Жидкое, твердое, газообразное состояния вещества |
|
|
41 |
Строение твердых, жидких и газообразных тел |
|
Расположение и движение молекул при различных агрегатных состояниях |
Умение объяснять свойства различных состояний вещества на основе молекулярного строения вещества. |
|
42 |
Обобщающий урок по теме «Первоначальные сведения о строении вещества» |
|
|
Умение применять полученные знания на практике |
|
43 |
Давление и сила давления. |
|
Знать понятие «давление тела на опору», знать единицы давления. |
Умения: давать определение физической величины «давление», уметь решат задачи, делать перевод единиц давления в СИ. |
|
44 |
Давление в природе и технике |
|
Закрепление понятия давление. Знать о способах спасения провалившихся под лёд. |
Умение решать качественные и количественные задачи на применение формулы p=. |
|
45 |
Давление газа. |
|
Знать причины возникновения давления в газах. |
Умение объяснять давление газа в зависимости от его объёма и температуры (при неизменной массе). |
|
46 |
Применение сжатого воздуха. Решение задач |
|
|
Умение решать качественные и количественные задачи по теме |
|
47 |
Закон Паскаля. |
|
Знать различия в движении частиц, из которых состоят твёрдые тела, жидкости, газы; знать, как передаётся давление жидкостями и газами, знать закон Паскаля. |
Умение решать качественные и количественные задачи. |
|
48 |
Гидростатическое давление |
|
Знать наличие весового давления внутри жидкости, его возрастание с глубиной, равенство давлений на одном и том же уровне, формулу расчёта давления внутри жидкости. |
Умение решать качественные и количественные задачи. |
|
49 |
Давление на дне морей и океанов. Решение задач. |
|
Знать формулу ρ=ρж.gh и уметь её применять. |
Умение решать расчётные задачи. |
|
50 |
Самостоятельная работа «Гидростатическое давление». |
|
|
Умение применять полученные знания при решении задач. |
|
51 |
Сообщающиеся сосуды. |
|
Знать примеры сообщающихся сосудов и их применение. |
Умение приводить примеры сообщающихся сосудов, уметь обосновывать расположение поверхности жидкости на одном уровне, а жидкостей с разными плотностями – на разных уровнях. |
|
52 |
Атмосфера и атмосферное давление |
|
Знать: условия существования земной атмосферы; явления, подтверждающие существования атмосферного давления. |
Уметь объяснять причину изменения атмосферного давления. |
|
53 |
Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. |
|
Знать, как измеряется атмосферное давление жидкостным термометром. |
Умение вычислять атмосферное давление в мм рт.ст. и в Па. |
|
54 |
Барометр-анероид. |
|
Знать назначение и устройство барометра-анероида, зависимость атмосферного давления от высоты |
Умение определять атмосферное давление барометром-анероидом. |
|
55 |
Решение задач. |
|
Знать формулы по теме, правила сообщающихся сосудов. |
Умения применить формулу ρ=ρж.gh; измерять атмосферное давление. |
|
56 |
Манометры. Проверочная работа по теме «Гидростатическое давление» |
|
Знать принцип устройства и действия жидкостного и металлического манометра, всасывающего жидкостного насоса.
|
Умение пользоваться манометрами различного назначения. |
|
57 |
Водопровод. Поршневой жидкостный насос. |
|
Знать принцип устройство всасывающего жидкостного насоса.
|
Уметь объяснять принцып работы водопровода |
|
58 |
Гидравлический пресс. |
|
Знать устройство и принцип действия гидравлического пресса. |
Умение решать задачи на использование формулы . |
|
59 |
Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. |
|
Знать о причинах возникновения выталкивающей силы, знать, как направлена выталкивающая сила. |
Умение графически изображать выталкивающую силу, решать задачи на расчёт выталкивающей силы. |
|
60 |
Архимедова сила. |
|
Знать легенду об Архимеде, формулу для расчёта архимедовой силы. |
Умение решать задачи на расчет архимедовой силы. |
|
61 |
Лабораторная работа № 8 «Измерение выталкивающей силы» |
|
Знать формулу для расчёта архимедовой силы. |
Умение выполнять отчёт по лабораторной работе, умение проводить расчёт архимедовой силы. |
|
62 |
Решение задач |
|
|
Уметь применять полученные знания на практике |
|
63 |
Контрольная работа по теме «Сила Архимеда. Гидростатическое давление» |
|
|
Уметь применять полученные знания на практике |
|
64 |
Плавание тел. |
|
Знать условия плавания тел. |
Уметь применять условия плавания тел при решении задач. |
|
65 |
Плавание судов. Воздухоплавание. |
|
Знать о подъёмной силе. Знать об охране окружающей среды вследствие полёта воздушных шаров, водного транспорта. |
Водный транспорт – практическая реализация условия плавания тел. |
|
66 |
Повторение темы «Архимедова сила» |
|
Знать основные понятия темы. |
Уметь решать задачи на применение формулы для расчета архимедовой силы, на использование условия плавания тела. |
|
67 |
Итоговое повторение по курсу. Тестирование. |
|
|
Умения применять полученные знания на практике |
|
68 |
Резерв |
|
|
|
|