МОУ Эскинская ООШ




УТВЕРЖДАЮ.

Приказ №___________ от ______________

Директор школы: /Дуничева Н.Б./




Рабочая программа

Физика

7 класс




учитель: Сивачев Сергей Федорович

2 квалификационная категория








2009 – 2010 учебный год










Пояснительная записка

к рабочей программе физика-7


Настоящая рабочая программа составлена на основе программы по физике 7-9 кл. (авторы С.В Громов, Н.А. Родина ), рекомендованной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации

Содержание образования соотнесено с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта.

Используется учебник физики для 7 класса общеобразовательных учреждений, рекомендованный Министерством образования Российской Федерации: «Громов, Физика-7». – М., Дрофа , 2007.

Цели изучения физики:

Количество часов по программе 68 (2 часа в неделю). Количество часов по учебному плану 68 (2 часа в неделю).

В ходе изучения программного материала будут реализованы следующие содержательные линии регионального образовательного стандарта:

1) Содержательная линия образования «Экологическая культура» - основные показатели состояния окружающей среды (воздух, вода).

2) Содержательная линия «Социально-экологическая и правовая культура». При изучении темы «Физика и техника» говорим об основных деятелях, внёсших вклад в экономическое развитие России,( А.С. Попов и др).

3) Третья содержательная линия образования «Культра здоровья и охрана жизнедеятельности». Вырабатывам основные представления о способах охраны жизнедеятельности при ознакомления с инстркциями по ТБ при выполнении лабораторных работ. В теме «Давление твёрдых тел» изучаем правила спасения провалившихся под лёд людей. В теме «Инерция» объясняем наличие тормозного пути автомобиля и др.

4) Содержательная линия образования «Информационная культура». В ходе реализации программы формируются следующие навыки работы с информацией: отбор, поиск, рефлексия, обработка математическими методами и т.д.





Содержание образования.


В курсе физики-7 изучаются следующие темы:

1. Введение (4 часа)

2. Взаимодействие тел (19 час)

3. Работа и мощность. (12 часов)

4. Первоначальные сведения о строении вещества (8 часов)

5. Давление твёрдых тел, жидкостей, газов (24 часов)


Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по физике за курс 7 класса.


1. Учащиеся должны знать смысл понятий: физическое явление, физический закон, физические величины, взаимодействие. Смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия. Смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Гука.

2. Учащиеся должны уметь :

собирать установки для эксперимента по описанию, рисунку и проводить наблюдения изучаемых явлений;

измерять массу, объём, силу тяжести, расстояние; представлять результаты измерений в виде таблиц, выявлять эмпирические зависимости;

объяснять результаты наблюдений и экспериментов;

применять экспериментальные результаты для предсказания значения величин, характеризующих ход физических явлений;

воспринимать, перерабатывать и предъявлять учебную информацию в различных формах (словесной, образной, символической);

читать и пересказывать текст учебника; выделять главные мысли в прочитанном тексте; находить в тексте ответы на поставленные вопросы;

выражать результаты измерений и расчётов единицах Международной системы;

решать задачи на применение изученных законов;

приводить примеры практического использования физических законов;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни.


Деятельностно-коммуникативная составляющая:


Учебно-методические пособия по физике 7 класс.


1. Тематическое и поурочное планирование к учебнику Громов С.В. «Физика-7» -М., М. Просвещение, 2001

2. Сборник задач по физике, В.И. Лукашик, Е.В. Иванова, -

3. Библиотека электронных наглядных пособий. Физика 7 – 11 класс. Министерство образования Российской Федерации, ГУ РЦ ЭМТО «Кирилл и Мефодий», 2003.(CD – диск)

Используемые технические средства

Календарно-тематический план



№ п.п.

Тема

Кол-во часов



В том числе

примечания




уроки

лаб.работы

контр.работы

1

Введение




4

3

1



2

Взаимодействие тел



19

14

3

2


3

Работа и мощность.




11

8

2

1


4

Первоначальные сведения о строении вещества





8

7

1



5

Давление твёрдых тел, жидкостей и газов


24

21

1

2



Резерв


1












Физика-7

2009-2010 учебный год


Название темы

Проведено

Содержание материала

Контроль и диагностика

Предметные знания

Деятельностно-коммуникативные умения

1

2


4

5

6

1

Что изучает физика


Физические термины: физика, физические явления. Главная задача физики

Приводить примеры физических явлений.


2

.Физические термины. Наблюдения и опыты


Термины: физическое тело, материя, вещество, наблюдение, эксперемент

Различать понятия вещество и тело. Отличать наблюдение от опыта.


3

Физические величины. Измерение физических величин. Точность и погрешность измерений


Определение физической величины. Измерительные приборы. Алгоритм нахождения цены деления измерительного прибора, запись результатов измерений с учётом погрешности.

Умение приводить примеры физических величин и единиц их измерения, умение определить цену деления шкалы прибора.


4

Лабораторная работа № 1 «Измерение объема жидкости с помощью измерительного цылиндра».


Термины: отчёт, вывод к лабораторной работе, цена деления.

Уметь оформить отчёт по лабораторной работе, закрепить навык по определению цены деления, делать вывод по результатам работы.


5

Механическое движение


Понятия: механическое движение, виды движения, траектория, пройденный путь.

Умение давать определение механического движения по плану изучения физических величин (алгоритму), пройденного пути, траектории.


6

Скорость, единицы скорости.


Понятие скорости, средней скорости.

Умение давать определение скорости, средней скорости по алгоритму; запомнить формулу расчёта скорости, научиться сравнивать скорости различных тел, умение графически изображать скорость, уметь переводить единицы скорости в СИ.


7

Расчёт пути и времени движения. Решение задач.


Закрепление понятий: скорость, средняя скорость, пройденный путь.

Формирование умения оформлять и решать задачи на расчёт пути, скорости, времени, средней скорости



8

Явление инерции. Решение задач.


Инерция.

Умения выявлять причины изменения скорости тел, приводить примеры проявления инерции в быт, природе, техники.


9

Взаимодействие тел. Масса тела.


Явление отдачи. Понятия массы тела, знать устройство и принцип действия рычажных весов.

Умение приводить примеры взаимодействия тел и выявлять результат этого взаимодействия. Формировать умение пользоваться рычажными весами для измерения массы тела.


10

Лабораторная работа №2 «Измерение массы тела на рычажных весах».


Закрепление понятия масса тела

Закрепление умения пользоваться рычажными весами для измерения массы тела. Закрепление навыка оформления отчёта по лабораторной работе.


11

Плотность вещества


Понятие плотности вещества, её единиц измерения.

Закрепление навыков измерений, нахождения цены деления, производить запись конечного результата измерения с учётом погрешностей.


12

Лабораторная работа №3 «Определение плотности вещества твёрдого тела».


Закрепление понятия – плотность вещества

Закрепление умения рассчитывать плотность по формуле, умение сравнивать полученное значение плотности с табличным.


13

Расчёт массы и объёма тела.


Вывод формулы для расчёта массы и объёма тела по его плотности.

Усвоение формулы расчёта плотности, умение сравнивать плотности различных веществ по таблицам, понимать физический смысл плотности.


14

Решение задач. Подготовка к контрольной работе.



Закрепление навыков решения задач, применения формул плотности для расчёта массы и объёма тела


15

Контрольная работа «Механическое движение. Плотность вещества».



Умение на практике применить полученные знания и навыки по решению задач.


16

Повторительно-обобщающий урок по теме «Первоначальные сведения о строении вещества».


Опытные обоснования следующих положений: все вещества состоят из молекул, находящихся в непрерывном хаотическом движении и взаимодействующих между собой.


Умение представлять информацию в виде таблицы.


17

Сила.


Сила – причина изменения скорости, направление силы, точка приложения силы. Явление всемирного тяготения. Понятие силы тяжести, зависимость силы тяжести от массы тела.

Умение давать определения понятиям: сила, сила тяжести, явление тяготения,


18

Равнодействующая сила


Равнодействующая сила

Умения определять направление равнодействующую двух сил для различных случаев.


19

Сила упругости. Закон Гука.


Сила упругости. Деформация и её виды. Закон Гука для упругих деформаций.

Умение приводить действия силы упругости, практического использования закона Гука.


20

Динамометр. Вес тела.


Понятие веса тела.

Умение вычислять, измерять и графически изображать вес тела.


21

Сила трения.


Понятия: сила трения скольжения, покоя, качения. Знание техники безопасности при гололёде, листопаде, знания о тормозном пути.

Умение выявлять причины возникновения силы трения.


22

Трение в природе и технике.


Знать способы уменьшения и увеличения сил трения, устройство и принцип действия подшипников.

Умение приводить проявления сил трения в природе и технике, умение объяснить причины сил трения.


23

Лабораторная работа №4 «Измерение силы с помощью динамометра»



Умение использовать динамометр на практике, закрепление умения оформлять отчёт, находить цену деления шкалы прибора.


24

Контрольная работа по теме «Сила»



Умения применять полученные знания и умения на практике


25

Механическая работа.


Знать формулу для расчёта работы, знать определение механической работы.

Уметь решать качественные и количественные задачи по теме.


26

Мощность. Единицы мощности.


Знать определение мощности, формулу для расчёта мощности.

Уметь решать качественные и расчётные задачи .


27

Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге.


Знать виды простых механизмов, определение рычага, определение плеча силы, условия равновесия рычага.


Уметь применять условия равновесия рычага при решении задач.


28

Правило моментов.


Знать определение момента сил, правило моментов, единицы момента сил.

Уметь применять правил моментов при решении задач.


29

Рычаги в технике, быту, природе.


Знать устройство и действия рычагов, рычажных весов.

Уметь определять выигрыш в силе при работе с ножницами, кусачками и др. инструментами.


30

Лабораторная работа №5 «Выяснение условия равновесия рычага».



Уметь оформлять отчёт по лабораторной работе.


31

Блок. Другие механизмы.


Знать устройство и принцип действия неподвижного и подвижного блоков, иметь понятие о равенстве работ при использовании простых механизмов. Знать, в чём заключается «Золотое правило» механики.

Уметь применить условия равновесия рычага к блоку.


32

Решение задач.



Уметь решать задачи качественные и количественные на «Золотое правило» механики.


33

Лабораторная работа № 6 «Определение КПД наклонной плоскости»


Иметь понятие о полезной и полной работе, знать определение КПД.

Уметь определять КПД наклонной плоскости, уметь составить отчёт о проделанной лабораторной работе.


34

Контрольная работа по теме «Работа и мощность»



Уметь применять полученные знания на практике


35

Строение вещества.


Молекулы. Атомы. Опыты и явления, доказывающие, что вещества состоят из молекул

Понятие молекула. Представление о размерах молекул


36

Лабораторная работа №7 «Измерение размеров малых тел»


Ознакомление со способом рядов.

Овладение способом рядов для определения размеров малых тел. Отработка навыка оформления

лабораторной работы.


37

Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах


Явление диффузии, причины и закономерности этого движения



38

Взаимодействие молекул


Опытные доказательства существования между молекулами сил взаимодействия.

Умение приводить примеры сил притяжения и отталкивания молекул в природе, технике и быту.


39

. Смачивание и капиллярность


.Явление смачивания и несмачивания.

Умение объяснять причины смачивания и несмачивания, примеры вреда и пользы явления капиллярности в быту и технике


40

Агрегатные состояния вещества


Жидкое, твердое, газообразное состояния вещества



41

Строение твердых, жидких и газообразных тел


Расположение и движение молекул при различных агрегатных состояниях

Умение объяснять свойства различных состояний вещества на основе молекулярного строения вещества.


42

Обобщающий урок по теме «Первоначальные сведения о строении вещества»



Умение применять полученные знания на практике


43

Давление и сила давления.


Знать понятие «давление тела на опору», знать единицы давления.

Умения: давать определение физической величины «давление», уметь решат задачи, делать перевод единиц давления в СИ.


44

Давление в природе и технике


Закрепление понятия давление. Знать о способах спасения провалившихся под лёд.

Умение решать качественные и количественные задачи на применение формулы p=.


45

Давление газа.


Знать причины возникновения давления в газах.

Умение объяснять давление газа в зависимости от его объёма и температуры (при неизменной массе).


46

Применение сжатого воздуха. Решение задач



Умение решать качественные и количественные задачи по теме


47

Закон Паскаля.


Знать различия в движении частиц, из которых состоят твёрдые тела, жидкости, газы; знать, как передаётся давление жидкостями и газами, знать закон Паскаля.

Умение решать качественные и количественные задачи.


48

Гидростатическое давление


Знать наличие весового давления внутри жидкости, его возрастание с глубиной, равенство давлений на одном и том же уровне, формулу расчёта давления внутри жидкости.

Умение решать качественные и количественные задачи.


49

Давление на дне морей и океанов. Решение задач.


Знать формулу ρ=ρж.gh и уметь её применять.

Умение решать расчётные задачи.


50

Самостоятельная работа «Гидростатическое давление».



Умение применять полученные знания при решении задач.


51

Сообщающиеся сосуды.


Знать примеры сообщающихся сосудов и их применение.

Умение приводить примеры сообщающихся сосудов, уметь обосновывать расположение поверхности жидкости на одном уровне, а жидкостей с разными плотностями – на разных уровнях.


52

Атмосфера и атмосферное давление


Знать: условия существования земной атмосферы; явления, подтверждающие существования атмосферного давления.

Уметь объяснять причину изменения атмосферного давления.


53

Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли.


Знать, как измеряется атмосферное давление жидкостным термометром.

Умение вычислять атмосферное давление в мм рт.ст. и в Па.


54

Барометр-анероид.


Знать назначение и устройство барометра-анероида, зависимость атмосферного давления от высоты

Умение определять атмосферное давление барометром-анероидом.


55

Решение задач.


Знать формулы по теме, правила сообщающихся сосудов.

Умения применить формулу ρ=ρж.gh; измерять атмосферное давление.


56

Манометры. Проверочная работа по теме «Гидростатическое давление»


Знать принцип устройства и действия жидкостного и металлического манометра, всасывающего жидкостного насоса.


Умение пользоваться манометрами различного назначения.


57

Водопровод. Поршневой жидкостный насос.


Знать принцип устройство всасывающего жидкостного насоса.


Уметь объяснять принцып работы водопровода


58

Гидравлический пресс.


Знать устройство и принцип действия гидравлического пресса.

Умение решать задачи на использование формулы .


59

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.


Знать о причинах возникновения выталкивающей силы, знать, как направлена выталкивающая сила.

Умение графически изображать выталкивающую силу, решать задачи на расчёт выталкивающей силы.


60

Архимедова сила.


Знать легенду об Архимеде, формулу для расчёта архимедовой силы.

Умение решать задачи на расчет архимедовой силы.


61

Лабораторная работа № 8 «Измерение выталкивающей силы»


Знать формулу для расчёта архимедовой силы.

Умение выполнять отчёт по лабораторной работе, умение проводить расчёт архимедовой силы.


62

Решение задач



Уметь применять полученные знания на практике


63

Контрольная работа по теме «Сила Архимеда. Гидростатическое давление»



Уметь применять полученные знания на практике


64

Плавание тел.


Знать условия плавания тел.

Уметь применять условия плавания тел при решении задач.


65

Плавание судов. Воздухоплавание.


Знать о подъёмной силе. Знать об охране окружающей среды вследствие полёта воздушных шаров, водного транспорта.

Водный транспорт – практическая реализация условия плавания тел.


66

Повторение темы «Архимедова сила»


Знать основные понятия темы.

Уметь решать задачи на применение формулы для расчета архимедовой силы, на использование условия плавания тела.


67

Итоговое повторение по курсу. Тестирование.



Умения применять полученные знания на практике


68

Резерв






Сайт создан в системе uCoz