Тема урока
: «Экологические
группы млекопитающих».
Тип урока:
комбинированный.
Задачи урока :
обобщить и систематизировать знания о многообразии сред обитания
млекопитающих; обеспечить понимание термина «адаптивные черты» и закрепить
понятие «экологическая группа»; развивать умение классифицировать животных
по различным признакам, определять по внешнему виду среду обитания
млекопитающего; воспитывать понимание важности каждого вида животного для
сохранения природы в целом, любовь к природе своего края
Оборудование и материалы :
магнитная доска, набор терминов на магнитах (систематические
категории царства животных), конверты с изображениями млекопитающих животных
различных экологических групп, изображения сказочного озера, лягушки,
комара, норки, цапли, набор жетонов и карточек к игре «Кто чем питается ?»
Ход
урока.
Организационный момент.
Мы с вами закончили
изучение отрядов млекопитающих животных т.е. систематических групп, а на
этом уроке попробуем классифицировать их по другим группам, которые
называются экологическими.
Но прежде вспомним
научную классификацию млекопитающих.
Проверка знаний.
1.Расположите
систематические категории на магнитной доске в нужном порядке
/ надцарство, царство, подцарство, тип, класс, подкласс, отряд/.
2.Распределите
соответствующие им группы (прил.1) / ядерные, животные, многоклеточные,
хордовые, млекопитающие, звери, низшие, высшие, сумчатые, грызуны, хищные,
приматы/.
3.Достать из конвертов
изображения животных и распределите их по отрядам.
Актуализация.
Мы распределяли
животных по систематическим группам, а можно ли объединить их в другие
группы? По какому принципу? (по местообитанию, по типу питания и др.) Как
называются такие группы? (экологические ). Полное определение понятия
«экологическая группа».
Новый материал.
Тема урока, цели, план
урока, мотивация.
Мы на уроке обобщим и
приведем в систему знания о многообразии сред обитания млекопитающих, будем
продолжать учится классифицировать животных по различным признакам и
определять среду обитания по их внешнему виду. А зачем? Чтобы узнать новое,
выяснить, как связаны местообитание и внешнее строение, чтобы при общении не
навредить животному.
Вспомним, по каким
признакам мы объединяли птиц в экологические группы? (место обитания,
гнездование, тип питания ).Подойдут ли для млекопитающих эти же группы?
1.
Экологические группы по местообитанию.
Вспомните, какие
выделяют среды обитания? (наземно-воздушная, водная, почвенная,
организменная). Беседа с выявлением общих черт группы с заполнением схемы на
листе (прил. 2) и показом по таблицам.
Наземно-воздушная
а) типично-наземные
млекопитающие
- бегающие /пропорциональное, сильное тело, высокие конечности,
мускулистая шея /;
-прыгающие /сильные и длинные задние конечности, укороченные
передние, длинный хвост-руль, блансир;
б) наземно-древесные
/тело вытянутое, гибкое, сильное, маленькие ушные раковины, укороченные
конечности, острые когти, длинный хвост, у белки-летяги кожная складка/.
в) летающие/ кожистая
перепонка, есть киль, удлиненные кости кистей конечностей/.
Водная
а) водные млекопитающие
/обтекаемая форма тела, одна пора ласт, хвостовой плавник, нет ушной
раковины и шерсти /.
б) околоводные / 2 пары
ласт, размножаются на суше /.
в) полуводные /
конечности с перепонками, густой подшерсток, шерсть смазана жиром, хвост –
руль (голый).
Сообщение ученика о
выхухоли /экология и охрана/.
Почвенная
а) подземные /короткое
тело, шея, ноги, нет хвоста и ушных раковин, плохое зрение, хорошее осязание
и обоняние/.
Сообщение учащегося:
«Представители, экология, сходные черты»
Организменная
Представители
отсутствуют.
Мы
выяснили, что у млекопитающих из разных отрядов, обитающих в одной среде,
есть сходные черты. Эти черты называются
адаптивными
(приспособительные).
Приведите примеры,
используя таблицы
/заяц, тушканчик,
кенгуру; утконос, выхухоль, бобр, выдра/
2.
Другие экогруппы
а) по
типу питания
игра «Кто чем питается»
Обучающимся раздаются
жетоны с изображением млекопитающих и набором карточек с различными
изображениями растений, животных, грибов. Задача ребят – выбрать
соответствующую «пищу».
б) по
жизнедеятельности и поведению
Беседа с использованием
таблиц.
Закрепление.
1)
«Третий
лишний» - проверка по карточкам на время с объяснением ответа.
2)
Что такое
адаптивные черты? – объяснить термин.
3)
«Что за
зверь?»
Тело вытянутое, покрыто мехом с густым подшерстком, голова длинная, удлиненная морда оканчивается хоботком, хорошо развито осязание, ушные раковины маленькие, конечности укороченные, на задних лапах между пальцами перепонки. Хвост длинный мускулистый. /ВЫХУХОЛЬ/
4)
Мы выяснили,
в какие экогруппы можно объединить млекопитающих, но нельзя забывать о том,
что они тесно связаны с другими жителями нашей планеты. В подтверждение
этого я хочу рассказать вам сказку.
(см приложение
«Сказка»)
Обсуждение по вопросам:
1.Почему
стали болеть жители?
2.Почему сократилась численность
цапель и норок?
3.Что бы вы сделали на месте царя?
Итог.
Д.З.
п.58 читать. Придумать продолжение к сказке.