Тема урока : «Экологические группы млекопитающих».

 

    Тип урока:  комбинированный.

 

     Задачи урока :  обобщить и систематизировать знания о многообразии сред обитания млекопитающих; обеспечить понимание термина «адаптивные черты» и закрепить понятие «экологическая группа»; развивать умение классифицировать животных по различным признакам, определять по внешнему виду среду обитания млекопитающего; воспитывать понимание важности каждого вида животного для сохранения природы в целом, любовь к природе своего края

 

     Оборудование и материалы :  магнитная доска, набор терминов на магнитах (систематические категории царства животных), конверты с изображениями млекопитающих животных различных экологических групп, изображения сказочного озера, лягушки, комара, норки, цапли, набор жетонов и карточек к игре «Кто чем питается ?»

 

      Ход урока.

Организационный момент.

Мы с вами закончили изучение отрядов млекопитающих животных т.е. систематических групп, а на этом уроке попробуем классифицировать их по другим группам, которые называются экологическими.

Но прежде вспомним научную классификацию млекопитающих.

 

Проверка знаний.

1.Расположите систематические категории на магнитной доске в нужном порядке                  / надцарство, царство, подцарство, тип, класс, подкласс, отряд/.

2.Распределите соответствующие им группы (прил.1) / ядерные, животные, многоклеточные, хордовые, млекопитающие, звери, низшие, высшие, сумчатые, грызуны, хищные, приматы/.

3.Достать из конвертов изображения животных и распределите их по отрядам.

Актуализация.

Мы распределяли животных по систематическим группам, а можно ли объединить их в другие группы? По какому принципу? (по местообитанию, по типу питания и др.) Как называются такие группы? (экологические ). Полное определение понятия «экологическая группа».

 

Новый материал.

Тема урока, цели, план урока, мотивация.

Мы на уроке обобщим и приведем в систему знания о многообразии сред обитания млекопитающих, будем продолжать учится классифицировать животных по различным признакам и определять среду обитания по их внешнему виду. А зачем? Чтобы узнать новое, выяснить, как связаны местообитание и внешнее строение, чтобы при общении не навредить животному.

Вспомним, по каким признакам мы объединяли птиц в экологические группы? (место обитания, гнездование, тип питания ).Подойдут ли для млекопитающих эти же группы?

 

1.     Экологические группы по местообитанию.

Вспомните, какие выделяют среды обитания? (наземно-воздушная, водная, почвенная, организменная). Беседа с выявлением общих черт группы с заполнением схемы на листе (прил. 2) и показом по таблицам.

 

          Наземно-воздушная

а) типично-наземные млекопитающие

          - бегающие /пропорциональное, сильное тело, высокие конечности, мускулистая шея /;

          -прыгающие /сильные и длинные задние конечности, укороченные передние, длинный хвост-руль, блансир;

б) наземно-древесные /тело вытянутое, гибкое, сильное, маленькие ушные раковины, укороченные конечности, острые когти, длинный хвост, у белки-летяги кожная складка/.

в) летающие/ кожистая перепонка, есть киль, удлиненные кости кистей конечностей/.

 

          Водная

а) водные млекопитающие /обтекаемая форма тела, одна пора ласт, хвостовой плавник, нет ушной раковины и шерсти /.

б) околоводные / 2 пары ласт, размножаются на суше /.

в) полуводные / конечности с перепонками, густой подшерсток, шерсть смазана жиром, хвост – руль (голый).

 

Сообщение ученика о выхухоли /экология и охрана/.

 

           Почвенная

а) подземные /короткое тело, шея, ноги, нет хвоста и ушных раковин, плохое зрение, хорошее осязание и обоняние/.

Сообщение учащегося: «Представители, экология, сходные черты»

 

          Организменная

Представители отсутствуют.

 

Мы выяснили, что у млекопитающих из разных отрядов, обитающих в одной среде, есть сходные черты. Эти черты называются  адаптивными (приспособительные).

Приведите примеры, используя таблицы

/заяц, тушканчик, кенгуру; утконос, выхухоль, бобр, выдра/

 

2.     Другие экогруппы

 

а) по типу  питания

игра «Кто чем питается»

Обучающимся раздаются жетоны с изображением млекопитающих и набором карточек с различными изображениями растений, животных, грибов. Задача ребят – выбрать соответствующую «пищу».

 

б) по жизнедеятельности и поведению

Беседа с использованием таблиц.

 

Закрепление.

1)    «Третий лишний» - проверка по карточкам на время с объяснением ответа.

 

2)    Что такое адаптивные черты? – объяснить термин.

 

3)    «Что за зверь?»

Тело вытянутое, покрыто мехом с густым подшерстком, голова длинная, удлиненная морда оканчивается хоботком, хорошо развито осязание, ушные раковины маленькие, конечности укороченные, на задних лапах между пальцами перепонки. Хвост длинный мускулистый. /ВЫХУХОЛЬ/

 

4)    Мы выяснили, в какие экогруппы можно объединить млекопитающих, но нельзя забывать о том, что они тесно связаны с другими жителями нашей планеты. В подтверждение этого я хочу рассказать вам сказку.

(см приложение «Сказка»)

Обсуждение по вопросам:

1.Почему стали болеть жители?

2.Почему сократилась численность цапель и норок?

3.Что бы вы сделали на месте царя?

 

Итог.

Д.З. п.58 читать. Придумать продолжение к сказке.

Сайт создан в системе uCoz