Обобщающий урок по теме
«Синтаксис и пунктуация» (5 класс)
Цели урока:
Оборудование урока:
Ход урока
(Звучит музыка, учитель читает стихотворение)
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора:
Стоял ноябрь уж у двора.
1) Укажите среди данных предложений повествовательные
а) Закружилась листва золотая.
б) Как хорошо бродить по осеннему лесу!
в) Полюбуйся красотой осеннего леса.
2) Восклицательный знак надо поставить в конце следующих предложений
а) Дубравы пышные, где ваше одеянье
б) Как красиво осенью в лесу
в) Наступила поздняя осень
3) Определением в этом предложении является слово…..
а б в г
Прекрасна и неповторима золотая осень!
4)В каком предложении надо поставить тире между подлежащим и сказуемым
а) В ноябре зима с осенью борется.
б) Ноябрь зиме родной батюшка.
в) Октябрь ни колеса, ни полоза не любит.
5)В каком предложении неправильно расставлены знаки препинания при однородных членах
а) Ласточки и дрозды летят в теплые края стаями.
б) Отправилась осень в поля, в луга.
в) Листья задрожали, оторвались, и полетели.
( 1. а. 2. б. 3. в. 4. б. 5. в. )
Ноябрь – полузимник.
Погасли яркие краски осени. Прозрачными стали сизые дали, замолкли рощи. Хмурится небо.
Неуютно стало в лесу. Деревья стоят голые, черные. Скрипят и качаются ощипанные березы, осины, ольхи. Переоделся заяц в белую шубку, как-никак зима подступает.
Торопливо покидают родные места последние перелетные птицы: утки, лебеди, гуси. Высоко летят журавли. С высокого неба слышим мы их прощальные голоса. До свидания, журавли!
Задания
по тексту
- для слабых детей – расставить знаки препинания
- для средних детей – вставить пропущенные буквы и расставить знаки препинания
- для сильных детей – вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматические основы в сложных предложениях
(4-7 задания - дети показывают карточки с номерами предложений)
Работа в
тетрадях
(у слабых учащихся порядок разбора)
6. Соревнование команд.
1) Собери предложение.
2) Игра «Посчитай!»
(Сколько предложений в стихотворении)
3)Распространи предложение.
4) Кто знает больше пословиц или поговорок об осени
7.Итог урока: (Презентация)
- По количеству грамматических основ предложения бывают…..(простые и сложные)
- По наличию второстепенных членов предложения бывают…(распространенные и нераспространенные)
- По цели высказывания предложения бывают…..(повествовательные, вопросительные, побудительные)
- По интонации предложения бывают……(восклицательные и невосклицательные)
- Слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью –это….(обращение)
- Члены предложения, отвечающие на один и тот же вопрос и относящиеся к одному и тому же слову называются….(однородными членами)
8. Домашнее задание : (творческая работа)
- для слабых детей – составить 3 предложения об осени, сделать их синтаксический разбор.
- для средних детей – составить 3 предложения об : 1) с однородными членами, 2) с обращением, 3) сложное
- для сильных детей – составить рассказ об осени, сделать синтаксический разбор одного предложения
9.Рефлексия
- Сегодня на уроке мне было….. (скучно, интересно, неинтересно, весело)
Мне хочется сказать вам за работу на уроке
с |
п |
а |
с |
и |
б |
о |
(открывается по ходу выполнения заданий)