Обобщающий урок по теме «Синтаксис и пунктуация» (5 класс)

Цели урока:

  1. Систематизировать знания детей по теме «Синтаксис и пунктуация»
  2. Формировать практические знания по теме
  3. Развивать навыки анализа, синтеза , сравнения
  4. Способствовать развитию коммуникативных качеств у учащихся
  5. Воспитывать стремление к индивидуальной самореализации и чувство товарищества

 

 

Оборудование урока:

  1. Презентация
  2. Иллюстрации
  3. Музыка
  4. Индивидуальные карточки
  5. Памятки
  6. Таблички с номерами предложений

 

 

Ход урока

 

  1. Организационный момент

(Звучит музыка, учитель читает стихотворение)

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора:

Стоял ноябрь уж у двора.

 

  1. Сообщение темы и целей урока (Презентация)

 

  1. Обобщение теоретических сведений  (Игра « Грамматическое домино»)

 

  1. Тест (дети записывают буквы ответов) (Презентация)

1)      Укажите среди данных предложений повествовательные

         а) Закружилась листва золотая.

         б) Как хорошо бродить по осеннему лесу!

         в) Полюбуйся красотой осеннего леса.

 

2) Восклицательный знак надо поставить в конце следующих предложений

        а) Дубравы пышные, где ваше одеянье

        б) Как красиво осенью в лесу

        в) Наступила поздняя осень

 

3) Определением в этом предложении является слово…..

              а                     б                          в                       г

        Прекрасна   и    неповторима     золотая        осень!

 

4)В каком предложении надо поставить тире между подлежащим и сказуемым

        а) В ноябре зима с осенью борется.

        б) Ноябрь зиме родной батюшка.

        в) Октябрь ни колеса, ни полоза не любит.

 

5)В каком предложении неправильно расставлены знаки препинания при однородных членах

        а) Ласточки и дрозды летят в теплые края стаями.

        б) Отправилась осень в поля, в луга.

        в) Листья задрожали, оторвались, и полетели.

 

( 1. а.         2. б.        3. в.      4. б.          5.   в. )

 

  1. Работа с текстом. (презентация)

      Ноябрь – полузимник.

 

      Погасли яркие краски осени. Прозрачными стали сизые дали, замолкли рощи. Хмурится небо.

      Неуютно стало в лесу. Деревья стоят голые, черные. Скрипят и качаются ощипанные березы, осины, ольхи. Переоделся заяц в белую шубку, как-никак зима подступает.

     Торопливо покидают родные места последние перелетные птицы: утки, лебеди, гуси. Высоко летят журавли. С высокого неба слышим мы их прощальные голоса. До свидания, журавли!

 

Задания по тексту

  1. Прочитайте текст.
  2. Озаглавьте его
  3. Самостоятельная работа с текстом (у каждого ученика карточка)

 - для слабых детей – расставить знаки препинания

 - для средних детей – вставить пропущенные буквы и расставить знаки препинания

 - для сильных детей – вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматические основы в сложных предложениях

 

  1. Найдите  в тексте нераспространенные предложения  (1, 4, )
  2. Найдите сложные предложения    (3, 8)
  3. Найдите предложение с обобщающим словом  (9)
  4. Найдите предложение с обращением (12)

(4-7  задания - дети показывают карточки с номерами предложений)

 

Работа в тетрадях

  1. Найдите предложения с однородными членами (6, 7, 9 ), запишите их в тетради, подчеркните однородные члены. (проверка в парах)
  2. Сделайте синтаксический разбор 2- го предложения (учащийся у доски)

 (у слабых учащихся порядок разбора)

 

6. Соревнование команд.

 1) Собери предложение.

 2) Игра «Посчитай!»

(Сколько предложений в стихотворении)

 3)Распространи предложение.

 4) Кто знает больше пословиц или поговорок об осени

 

7.Итог урока: (Презентация)

- По количеству грамматических основ предложения бывают…..(простые и сложные)

- По наличию второстепенных членов предложения бывают…(распространенные и нераспространенные)

- По цели высказывания предложения бывают…..(повествовательные, вопросительные, побудительные)

- По интонации предложения бывают……(восклицательные и невосклицательные)

- Слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью –это….(обращение)

- Члены предложения, отвечающие на один и тот же вопрос и относящиеся к одному и тому же слову называются….(однородными членами)

 

8. Домашнее задание : (творческая работа)

 

 - для слабых детей – составить 3 предложения об осени, сделать их синтаксический разбор.

 - для средних детей – составить 3 предложения об : 1) с однородными членами, 2) с обращением, 3) сложное

 - для сильных детей – составить рассказ об осени, сделать синтаксический разбор одного предложения

 

9.Рефлексия

- Сегодня на уроке мне было….. (скучно, интересно, неинтересно, весело)

 

 

 

 

Мне хочется сказать вам за работу на уроке

 

с

п

а

с

и

б

о

(открывается по ходу выполнения заданий)

  

Сайт создан в системе uCoz